Научные предпосылки и история возникновения онтопсихологии.

Чтобы понять, как возникла онтопсихология, нужно обратиться к тому факту, что на протяжении всей истории человечества постоянно поднимаются вопросы о человеке, жизни, смерти, Боге. Каждая научная теория по-своему подходит к их рассмотрению, стараясь найти свой ответ.

В каждой области знаний были найдены свои способы решения определенной проблемы. Так, физика поставила перед собой задачу объяснить мир, искусство — это техника создания прекрасного, экономика — техника расстановки сил между различными сообществами. Многие науки обязаны своим появлением наличию практической необходимости в производственной сфере. Но решают ли они проблемы человека?

Каждого человека мучает какая-то своя животрепещущая проблема, но отчаяние в большей степени испытывают те индивиды, которым больше дано, потому что потери переживаются ими сильнее. Почему человек, имеющий все: достаток, любовь, положение в обществе, — вдруг заболевает? Несмотря на общественный и научный прогресс, человек продолжает болеть физически и психологически. В этой связи следует помнить о том, что потребности человека равны силе его потенциальных возможностей.

Психология ставит своей задачей заглянуть во внутренний мир человека, объяснить, кто он, где его корни. Чтобы знать, что должен делать индивид, нужно прежде узнать, кто он. И психология начинает давать ответы на эти вопросы.

Термин «психология», в своем первоначальном смысле, происходит от слияния греческого и латинского корней: psy («пси») — душа, ум, разум, сознание; co («ко») — выращивать, культивировать; logos («логос») — знание, речь. Таким образом, это специфическая область знаний, изучающая внутренний мир человека, его мышление.

Психология как наука носит общий характер, в ее рамках формируются различные школы и направления, образующие специфическую типологию подходов к проблеме человека: бихевиоризм исходит из анализа поведения человека и через него стремится проникнуть в глубину его внутреннего мира; гештальт-психология стремится понять человека исходя из формы, структуры его опорных ценностей; психоанализ исследует человека через анализ его психики, используя бессознательные проявления (оговорки, сновидения, симптомы и т.д.); трансактный анализ изучает возможные способы отношений человека с окружающей средой. Кроме этих направлений существует аналитическая психология Юнга, когнитивизм, экзистенциализм и другие.

Психология всегда присутствовала в истории человечества, но до конца XIX века она смешивалась с элементами магии, затем преимущественно с аспектами медицинской науки. Формально рождение психологии как науки связывается с именем Вильгельма Вундта (1832–1920), который в 1879 году в Лейпциге основал первый в мире Институт экспериментальной психологии. Именно ему удалось отделить ее от магии и религии. Сейчас это самостоятельная наука, изучающая психические процессы.

Онтопсихология родилась последней из вышеперечисленных направлений, которые, не будучи ошибочными, тем не менее не сумели достичь основной цели — объяснить феномен человека во всей его полноте и сложности. Например, применяя методы логотерапии В. Франкла, можно заниматься поддержкой человека, дав ему цель, но невозможно излечить болезнь.

На конгрессе, состоявшемся в 1956 году с участием ведущих психологов мира, обсуждался вопрос кризиса психологии (в Париже собрались такие известные психологи как Скиннер, Роджерс, Мэй, Маслоу, Сутич, которые пришли к выводу, что для того, чтобы преодолеть кризиса этой науки, необходимо дождаться появления четвертой силы, которую сами они определили как «онтопсихология». Материалы конгресса были опубликованы в сборнике “Existential psycology” (Нью-Йорк, Рэндом Хауз, 1965). Cуть вопроса состояла в том, что все психологические направления занимались анализом следствий, в то время как именно отсутствие знания причины делало их усилия недостаточными для разрешения проблемы человека.

Оказавшись по ту сторону всех научных направлений, я обнаружил незаполненную пустоту — бытие, то, что есть, то, что есть. Человек должен быть понят в том, кто он есть. Это та неустранимая сущность, которую все мы ищем даже тогда, когда в разговоре используем выражение «это есть» (то, что есть).

Онтопсихология занялась поисками той причины, что стоит в начале. После прочтения письма знаем ли мы, кто стоит за ним? Если я не знаю, кто его пишет, если не знаю автора, первопричину, которая определяет человека «здесь и сейчас», то не смогу познать его и тем более излечить. Онтопсихология ищет тот перводвигатель, динамический принцип, с которого началось существование человека и прежде которого человек был ничто: принцип, определяющий бытие или небытие.

Онтопсихология использует известные в психологии инструменты, принимает во внимание все науки, занимающиеся феноменологией человека, но эти инструменты лишь прочитывают феномены, не открывают доступ к психике, не изучают причину и тот принцип, который управляет человеком. Хотя именно с этим принципом все проясняется. Чтобы понять, что такое психика, необходимо обратиться к началу, порождающему душу.

Онтопсихология — это наука, обратившаяся к началу и первопричине психики (психики как причины, которая может порождать как развитие, так и болезнь). Это психология того, что есть (от греческого ontos — бытие, первоначало).

Если мы обладаем разумом первопричины, значит, можем с точностью знать дорогу.

Онтопсихология исследует, анализирует, раскрывает начало, первооснову психической деятельности (все, что относится к сознанию, эмоциям, мысли, рассуждению, интуиции, принятию решений, воле, представлению).

В психотерапии я анализирую «начало» субъекта и из этой точки постигаю способ лечения и ошибку, которая подлежит устранению.

Мы знаем, что существуем, и это очевидно. Познав бытие, можно функционально применить это знание к какому-либо конкретному лицу. Если ты знаешь свою жизнь, то ты ее контролируешь, если не знаешь, то претерпеваешь.

Подробнее о предпосылках и историческом пути онтопсихологии см. в книге Менегетти А. Введение в онтопсихологию).