Многие фильмы, особенно артхаусные, представляются чем-то фантасмогоричным, абсурдным, малопонятным, и тем не менее, они привлекают интеллектуально развитую аудиторию. Интеллектуалы не все в этих фильмах понимают, но сильно интересуются. Их что-то цепляет.

Часто и сами режиссеры не могут сказать, что хотели выразить своим фильмом. Объясняют они это тем, что действовали по наитию, мол это фантазия, творчество, искусство, которые не нуждаются в разъяснениях. Но что делать с нашим разумом, он предназначен для познания или нет?

Большие вопросы

Эти вопросы не могут не волновать думающего зрителя: если я что-то чувствую, переживаю, меня это будоражит, то я хочу знать почему это происходит и что оно значит. Или я должен согласиться, что не разумен, или только частично разумен?

Сознавать собственную ограниченность не самое приятное чувство, даже если понимаешь, что не один в этой лодке. Выкинуть из головы и не замечать эту мысль не получается, так как жизнь напоминает о ней не только в кино, но и при более значимых обстоятельствах.

Кроме того, время от времени есть ощущение, что это непонимание, ограниченность носит не естественный характер: будто это какой-то сбой, что-то навязанное, от чего хочется избавиться, как от бандажа или старой повязки.

В современной культуре не принято задаваться такими вопросами. Книги по поп-психологии предлагают «не париться», ратуют за «пофигизм» и другие простые рецепты. Но тогда возникает вопрос: куда деть две тысячи лет истории, философии, науки, их достижения, и почему основатели академических знаний со времен Сократа и Аристотеля в первую очередь интересовались такими вопросами, а потом уже мирозданием и вселенной?

Реальность-невидимка

Со времен Фрейда известно о наличие бессознательного у человека. Есть научные определения, способы продемонстрировать его наличие на других людях, например с помощью гипноза. Но увидеть его в себе, ощутить или хотя бы представить не получается. Оно полностью не сознается, потому и бессознательное.

Говоря другими словами, часть реальности нашей жизни выпадает из нашего восприятия, она действует на нас, но мы о ней ничего не знаем. Более того, мы уверены, что ее нет и быть не может. И уверенность эта сохраняется до тех пор, пока мы не начинаем искать ответы на описанные выше вопросы.

Если поначалу кажется, что это лишь интеллектуальный зуд, то по мере саморазвития понимаешь, что за ним скрывается прагматика существования. Если я не вижу свою реальность целиком, то естественно, что могу ошибаться. Более того, любой мой выбор тогда лишь случайность, как подбрасывание монетки на удачу. Но зачем тогда ум?

Если же я целиком познаю свою реальность, то тогда и способен осознанно выбирать, и несу за свой выбор ответственность. И тогда я могу ставить цели, и их достигать. Я уже не безвольная песчинка в океане, а индивидуация, имеющая цель, предназначение. И это для меня сущностно.

И тогда встает вопрос как познать бессознательное, как увидеть свою реальность-невидимку.

Самопознание через кино

Помочь может кино, точнее синемалогия (синема — кино, логия — изучение), метод онтопсихологии, который позволяет изучать бессознательное зрителя с помощью фильма.

Как это работает? На киносеансе зритель испытывает эмоции, переживания, мысли. Все это и есть проявления бессознательного. Сложность заключается в том, чтобы расшифровать эти эффекты, связать реакцию на конкретный сюжет, эпизод или сцену с той психической причиной, которая ее порождает. И причина эта не в фильме, а в зрителе. Фильм лишь как лакмусовая бумажка служит проявлению бессознательного.

Об онтопсихологической синемалогии

Те, кто впервые участвуют в синемалогии испытывают удивление по двум причинам. Во-первых, удивляет, что разные люди видят один и тот же фильм по разному. Речь идет не о нюансах, а о существенных моментах. Например, кто побеждает, а кто проигрывает в фильме? Ответы бывают прямо противоположными. Это значит, что психика, то есть бессознательное, способно управлять тем, что и как мы видим.

Второе удивление возникает после того, как спорные и непонятные моменты разъясняет эксперт-онтопсихолог, владеющий техникой интерпретации образов. Оказывается, что даже самый абсурдный фильм или эпизод внутренне вполне закономерен — ссли понимать логику движения психического.

Это знание не столько теоретическое, сколько практическое. Жизнь обладает своей логикой, любая ситуация не случайна, всегда есть причинность. Если мы можем ее прочитывать на примере кино, то можем играть и побеждать и в жизни, иначе — все дело случая, а казино всегда в выигрыше.

В результате синемалогии участник приходит к двум результатам. Во-первых, он понимает логику фильма, а значит и логику подобных ситуаций в жизни. Например, как выстраивать коммуникацию в бизнесе, или отношения в личной жизни, какие ошибки люди допускают в этих сферах, как не попадать в ловушки подобных стереотипов и так далее.

Второй результат еще более важен, и позволяет зрителю обнаружить действие своего бессознательного. Сопоставляя сцены из фильма, которые вызывали сильные эмоции, с их интерпретациями с помощью онтопсихологического метода, каждый участник может понять как действует его бессознательное, что он не видит или чего избегает.

Одновременно, бессознательное и источник нашей интуиции. Это своего рода компас, который всегда указывает верную дорогу. Но чтобы научиться его использовать, также требуется открытие бессознательного.

Это открытие, исследование не простое, но увлекательное путешествие. Оно позволяет вернуть своим действиям осознанность. Это и значит совершить метанойю («изменяю ум»), сделать свое «Я» более прозорливым, целостным и точным.

Более подробное описание метода синемалогии, а также примеры разбора фильмов можно найти в книге Антонио Менегетти «Синемалогия для молодежи. Кино. Онтопсихологический подход». — https://cinelogia.ontokniga.ru

Девиз книги: Познай себя через фильм!